Оригинал о портретистах: иллюстрированное издание [Электронный ресурс] альбом репродукций Н. Н. Евреинов

By: Евреинов, Н. Н [070]Material type: TextTextPublication details: Москва Государственное издательство 1922Description: 113 сISBN: 9785998918346Online resources: ЭБС Университетская библиотека онлайн Abstract: Николай Николаевич ЕВРЕИНОВ (1879 - 1953) - русский режиссер, драматург, критик и теоретик театра, автор музыкальных произведений. Уникальная и по замыслу, и по содержанию книга Евреинова "Оригинал о портретистах" посвящена философии художественного творчества. Великого режиссера рисовали многие художники: Сомов, Бурлюк, Репин, Маяковский, Кругликова, Татлин, Добужинский... И однажды, увидев все эти портреты одновременно, оригинал был поражен тем, что каждый художник запечатлел черты своей собственной психологии в чертах лица одного и того же портретируемого, то есть его самого. Основная тема книги - блестящий и афористичный вывод, сделанный Евреиновым: художественный портрет на заказ есть плод духовного родства оригинала и портретиста. Взгляните на иллюстрации этой книги! Какая мысль приходит вам в голову при первом ознакомлении с ними? Вы видите перед собою портреты... Портреты кого? Кто их не слишком пристально рассматривал, тому покажется, быть может, что это все портреты с разных лиц. Кто повнимательнее, тот подметит, что многие из них похожи друг на друга и что пожалуй это все портреты с одного оригинала. Но если так, то... каков-же он на самом деле? в действительности? в жизни? почему он столь различен здесь, и там, и сям, этот неуловимый, за всеми этими обличьями, оригинал? этот таинственный "нумен", так интригующе скрывающийся за всеми этими "феноменами"? Кто подогадливей, придет быть может к заключению, что это все либо один и тот-же актер в различных ролях (или в различных сценах одной и той-же роли), либо различные актеры в роли одного и того-же лица, известная внешность которого достигнута идентичным, по тенденции, гримом. Наконец -- кто знает меня лично -- найдет конечно сразу, что это все мои портреты (портреты с меня, автора этих строк), отметит, в каком из них достигнуто большее со мною сходство, в каком меньшее, и только напоследок выразит, быть может, удивление, как различно может выглядеть одно и то-же лицо на полотнах различных по духу, по таланту, по стилю или по направлению художников. Если такой знаток меня окажется вдобавок и знатоком современной русской живописи, легко может случиться, что он безошибочно укажет., не смотря на подписи художников, кто именно автор того или иного портрета; скажет, возможно даже улыбаясь легкой очевидности "письма" того или другого художника, хорошо ему известного, что "это конечно Добужинский", "ну это Репин", "это Бурлюк", "это Кульбин" и т. д. (мол "как-же тут не распознать!"). Если такой "сортировщик" знаком, допустим, только с литературными произведениями Осипа Дымова, В. Маяковского, Василия Каменского (а еще лучше--знает их лично),-- нет сомнения (держу пари!), что и их живописные наброски с меня он также, не глядя на подпись, безошибочно прочтет, указав, что "это вот портрет с Евреинова Осипа Дымова", "это... ну это конечно Маяковский! так мог изобразить Евреинова только Маяковский", а "это pinx Василий Каменский; он, он!". Почему "он, он", когда на портрете "я, я"? Почему портреты с меня кажутся порою некоторым портретами с разных лиц? Почему оригинал неуловим в ряде этих портретов с него? Почему -- откуда мы знаем,-- несмотря на подпись, что этот портрет работы Репина, а тот Добужинского? узнаем в известных случаях скорей авторов портретов, чем их оригиналы? Сеть закинута.-- Крючковатая сеть вопросов коварно закинута в бурное море безбрежного искусства, чья глубина таит Неведомое. Остается только "помолиться Бог)" в ожидании счастливого улова сытных ответов.
Tags from this library: No tags from this library for this title. Log in to add tags.
    Average rating: 0.0 (0 votes)
No physical items for this record

Николай Николаевич ЕВРЕИНОВ (1879 - 1953) - русский режиссер, драматург, критик и теоретик театра, автор музыкальных произведений. Уникальная и по замыслу, и по содержанию книга Евреинова "Оригинал о портретистах" посвящена философии художественного творчества. Великого режиссера рисовали многие художники: Сомов, Бурлюк, Репин, Маяковский, Кругликова, Татлин, Добужинский... И однажды, увидев все эти портреты одновременно, оригинал был поражен тем, что каждый художник запечатлел черты своей собственной психологии в чертах лица одного и того же портретируемого, то есть его самого. Основная тема книги - блестящий и афористичный вывод, сделанный Евреиновым: художественный портрет на заказ есть плод духовного родства оригинала и портретиста. Взгляните на иллюстрации этой книги! Какая мысль приходит вам в голову при первом ознакомлении с ними? Вы видите перед собою портреты... Портреты кого? Кто их не слишком пристально рассматривал, тому покажется, быть может, что это все портреты с разных лиц. Кто повнимательнее, тот подметит, что многие из них похожи друг на друга и что пожалуй это все портреты с одного оригинала. Но если так, то... каков-же он на самом деле? в действительности? в жизни? почему он столь различен здесь, и там, и сям, этот неуловимый, за всеми этими обличьями, оригинал? этот таинственный "нумен", так интригующе скрывающийся за всеми этими "феноменами"? Кто подогадливей, придет быть может к заключению, что это все либо один и тот-же актер в различных ролях (или в различных сценах одной и той-же роли), либо различные актеры в роли одного и того-же лица, известная внешность которого достигнута идентичным, по тенденции, гримом. Наконец -- кто знает меня лично -- найдет конечно сразу, что это все мои портреты (портреты с меня, автора этих строк), отметит, в каком из них достигнуто большее со мною сходство, в каком меньшее, и только напоследок выразит, быть может, удивление, как различно может выглядеть одно и то-же лицо на полотнах различных по духу, по таланту, по стилю или по направлению художников. Если такой знаток меня окажется вдобавок и знатоком современной русской живописи, легко может случиться, что он безошибочно укажет., не смотря на подписи художников, кто именно автор того или иного портрета; скажет, возможно даже улыбаясь легкой очевидности "письма" того или другого художника, хорошо ему известного, что "это конечно Добужинский", "ну это Репин", "это Бурлюк", "это Кульбин" и т. д. (мол "как-же тут не распознать!"). Если такой "сортировщик" знаком, допустим, только с литературными произведениями Осипа Дымова, В. Маяковского, Василия Каменского (а еще лучше--знает их лично),-- нет сомнения (держу пари!), что и их живописные наброски с меня он также, не глядя на подпись, безошибочно прочтет, указав, что "это вот портрет с Евреинова Осипа Дымова", "это... ну это конечно Маяковский! так мог изобразить Евреинова только Маяковский", а "это pinx Василий Каменский; он, он!". Почему "он, он", когда на портрете "я, я"? Почему портреты с меня кажутся порою некоторым портретами с разных лиц? Почему оригинал неуловим в ряде этих портретов с него? Почему -- откуда мы знаем,-- несмотря на подпись, что этот портрет работы Репина, а тот Добужинского? узнаем в известных случаях скорей авторов портретов, чем их оригиналы? Сеть закинута.-- Крючковатая сеть вопросов коварно закинута в бурное море безбрежного искусства, чья глубина таит Неведомое. Остается только "помолиться Бог)" в ожидании счастливого улова сытных ответов.

Режим доступа: электронная библиотечная система Университетская библиотека ONLINE, требуется авторизация

https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=39750

There are no comments on this title.

to post a comment.